Наряду с общими задачами совершенствования учебно-воспитательного процесса существуют специфические задачи в зависимости от возраста учащихся. Значение начального обучения в общей системе школьного образования и воспитания исключительно велико. В начальных классах закладываются основы общего и политехнического образования, прививается любовь к знаниям, даются навыки культурного поведения, воспитывается и практическая подготовка ребенка к труду — словом, формируется личность ребенка. Глубина и прочность знаний, полученных в начальных классах, сказываются потом на всем протяжении обучения школьника.

В связи с переходом на трехлетний срок происходят существенные изменения в структуре и содержании начального обучения. Обучение по новым программам, как подтверждает опыт, приводит к более высокому уровню развития детей, что создает благоприятные предпосылки для успешного обучения в последующие годы. Обеспечивается органическое сочетание обучения и воспитания в процессе преподавания всех учебных предметов; особое значение придается развитию познавательных способностей и возможностей детей. Существенно повышается теоретический уровень обучения. Усиливается роль наблюдений, предметных уроков, экскурсий, самостоятельных и практических работ учащихся.

Успех работы в первоначальный период обучения в большой степени обеспечивается предварительной подготовкой детей к школе. Она осуществляется в старших группах детских садов и путем проведения подготовительных занятий при школах в соответствии с инструктивно-методическими указаниями Министерства просвещения РСФСР и других союзных республик. Эти занятия организуются с детьми, проживающими в микрорайоне школы и не посещающими детские сады.

В содержании работы, проводимой школами и детскими садами, есть много общего. Учитель и воспитатели стремятся:

  • развить речь, обогатить словарный запас детей, воспитать их внимание, наблюдательность, усидчивость, интерес к учению; прививают навыки соблюдения правильного режима дня; учат умению слушать и отвечать на вопросы, правильно и внятно произносить слова, связанно и последовательно рассказывать сказки, рассказы, описывать предметы;
  • воспитывают интерес к книге, желание узнавать новое; прививают первоначальные трудовые навыки; учат правилам поведения в коллективе, правилам личной гигиены.