«Единство педагогического коллектива,—утверждал А. С. Maкаренко,— совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе,! возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом» [36].

Директору школы совместно с партийной и профсоюзной организациями принадлежит основная роль в создании, формировании и воспитании педагогического коллектива, в его профессиональном росте и идейной закалке. И. Брежнев говорил на XVII съезде ВЛКСМ, что «духовный мир советских людей основывается на прочном фундаменте нашего революционного учения. Формировать взгляды — значит давать убедительные ответы на волнующие молодого человека вопросы. Поэтому так важно, чтобы изучение молодежью марксистско-ленинской теории не сводилось к заучиванию готовых выводов, а помогало самостоятельно мыслить, решать насущные проблемы, видеть закономерности и перспективы общественного развития, вести непримиримую борьбу против буржуазной идеологии»[37].

Все возрастающее значение в управлении учебно-воспитательным процессом, в повышении его эффективности приобретает научная организация труда руководителей школы и учителей.

Советский специалист сегодня, говорил Л. И. Брежнев, выступая на Всесоюзном слете студентов,— это умелый организатор, способный на практике применять принципы научной организации труда. Научная организация труда в школе должна способствовать: упорядочению и рационализации управленческого, педагогического и ученического труда, созданию и совершенствованию оптимальных условий, в которых он осуществляется, обеспечению на этой основе достижения наилучших результатов при всемерной экономии сил, материальных средств и времени.

Экономия времени учителя, его жизненной энергии составляет важнейшую задачу научной организации труда. Начинать нужно в первую очередь с упорядочения бюджета времени учителя: установления строго соблюдаемого внутреннего режима и распорядка жизни школы; сокращения до минимума заседаний, совещаний и собраний; тщательной подготовки вопросов к заседаниям, вызова на них только непосредственных исполнителей; предоставления учителю свободного от занятий дня для повышения квалификации и самообразования. Экономии времени способствует кооперирование сил учителей в воспитательной и методической работе, например объединение параллельных классов для проведения экскурсий, общественно полезных дел и т. п.

Однако нельзя сводить научную организацию труда только к экономии времени. Научная организация труда в школе — процесс непрерывного внесения в работу учителя достижений науки и передового опыта.