Основным критерием оценки деятельности учителя являются результаты педагогического труда, качество знаний учащихся, уровень их развития и воспитанности, их умение применять полученные знания в жизни, на практике. При оценке деятельности учителя и классного руководителя надо учитывать, что обеспечение глубоких и прочных знаний, преодоление второгодничества, повышение уровня воспитанности школьников — сложная и многоплановая педагогическая проблема.

Во-первых, общеобразовательная подготовка школьников на современном этапе развития школы не может быть ограничена только сообщением им определенного круга сведений, знаний, формированием навыков. Важно преодоление формализма в знаниях учащихся, воспитание у них пытливости, наблюдательности, любознательности, умения практически применять знания в конкретной ситуации, воспитание стремления к постоянному пополнению своих знаний.

Во-вторых, обеспечение глубоких и прочных знаний, преодоление второгодничества не только дидактическая, но и воспитательная проблема. Борьба за высокое качество знаний связана с воспитанием таких моральных качеств учащихся, как организованность, прилежание, настойчивость, чувство коллективизма.

B-трегьих, решающее значение имеет предупреждение неуспеваемости. Лучшие учителя не столько проводят дополнительные занятия с отстающими учениками, сколько повседневно индивидуально работают с ними, оказывая своевременную помощь в учебе, в овладении рациональными навыками учебного труда.

Наконец, надо иметь в виду, что высокое качество знаний учащихся достигается не отдельными организационными мерами, применяемыми от случая к случаю, а улучшением качества всей учебно-воспитательной работы, комплексным применением организационно-педагогических, воспитательных и дидактических мер.

Рациональная организация учебно-воспитательного процесса. Высокое качество урока и внеклассных занятий — основной показатель культуры педагогического труда. Для совершенствования и улучшения качества урока учителями советской школы сделано немало. Опыт передовых учителей становится все более массовым и творческим. Для передовых школ характерна высокая культура учительского труда, научно продуманный во всех деталях, активно направляемый умственный труд учеников в процессе обучениям Уроки по своему содержанию, организации и методике проведения соответствуют современным требованиям. Объясйение нового материала проходит на высоком научно-теоретичёском уровне, в системе.