Руководство политехническим обучением и трудовой подготовкой учащихся неоднократно приводило к серьезным ошибкам в практике строительства политехнической школы.

Политехническое обучение дает знание научных основ производства и вооружает трудовыми политехническими умениями, необходимыми для быстрой ориентации во всей системе производства, в изменяющейся технике, технологии и организации производства, для перемены функций в труде. Политехническое обучение не готовит к какой-либо одной определенной профессии, и этим оно отличается от профессионального. Но человек, получивший политехнические знания о научных основах производства и политехнические умения, сможет гораздо скорее и легче овладеть любой производственной профессией. Вместе с общим образованием политехническое образование является основой профессионального, обогащает и расширяет его.

Профессиональное обучение преследует цель дать знания и навыки, необходимые работнику определенной профессии, причем в такол? объеме, который необходим для обеспечения надлежащего уровня производительности труда. В результате профессионального обучения человек приобретает вполне определенную специальность и квалификацию, чего не дает политехническое обучение.

Из сказанного видно, что политехническое и профессиональное обучение хотя и связаны между собой, но это не одно и то же, их нельзя смешивать. Поэтому не правы те, кто выдает за политехническое обучение подготовку токарей, слесарей, электромонтеров, программистов-вычислителей, химиков-лаборантов, трактористов, шоферов и т. д. В трудовой подготовке работников этих и других подобных специальностей, конечно, могут и должны быть в большей или меньшей степени представлены элементы политехнического обучения, т. е. должны даваться знания об общих научных принципах производства и некоторые политехнические умения, необходимые работникам всех производственных профессий. Однако этим политехническое обучение отнюдь не исчерпывается. Специальная подготовка может даваться в дополнение к политехническому обучению, но не вместо него.

Трудовое обучение (или трудовая подготовка) в настоящее время охватывает: 1) трудовую политехническую подготовку в I—III классах; 2) трудовое обучение в мастерских и на учебно- опытном участке в IV—VIII классах; 3) практикумы, основы производства на примере одной из его отраслей, факультативные занятия по труду в IX—X классах.

Трудовое обучение в той своей части, которая дает учащимся политехнические знания о технике, технологии, организации и экономике производства (которые не могут быть даны при изучении общеобразовательных предметов) и соответствующие политехнические умения, является важным составным компонентом политехнического обучения. Но это отнюдь не дает основания для отождествления трудового обучения с политехническим.

Во-первых, трудовое обучение не решает всех задач политехнического обучения: многие важнейшие теоретические политехнические знания и практические умения (измерительные, вычислительные, графические, лабораторные и др.) дают общеобразовательные предметы.

Во-вторых, в содержание трудового обучения могут входить и не политехнические знания и умения, например по самообслуживанию, домоводству, по отдельным группам производственных и непроизводственных профессий.